Особняк Морозовых на Смоленском бульваре. Место встречи гениев Серебряного века

Ирина, эксперт проекта Автор статьи

Ирина, эксперт проекта

Опубликовано: 10.10.2022
Просмотров: 2 666

Дом супругов Морозовых играл важную роль в культурной жизни Москвы: в разное время здесь бывали Васнецов, Врубель, Суриков, Мережковский, Белый, Скрябин и другие гении эпохи декаданса и символизма. Особняк впитал в себя присутствие знаменитых гостей: роскошный фасад с изящной полуротондой словно приглашает случайных прохожих окунуться в атмосферу конца XIX века. Мы тоже посмотрим на памятник архитектуры поближе, познакомимся с его хозяевами и узнаем, как выглядит особняк изнутри сегодня.

 

История строительства

В начале XIX века участком на Смоленском бульваре владела генеральша Аграфёна Глазова, супруга героя Русско-турецкой войны Павла Глазова. По его фамилии был назван современный Глазовский переулок.

Генеральша построила усадьбу, которая в 1879 году перешла чаеторговцу Константину Попову. По его заказу старый дом разобрали и возвели роскошный особняк. Проект разработал Александр Резанов, ректор по архитектуре Императорской Академии художеств. 

На заметку. Кроме особняка Попова, Резанов создал чертежи для будущего Храма Христа Спасителя и участвовал в строительстве Кремлёвского дворца.

 

Семья Морозовых – коллекционеры и меценаты

В 1894 году начинается новая веха в истории особняка, когда его покупает и перестраивает Михаил Морозов – правнук знаменитого предпринимателя Саввы Морозова, основателя купеческой династии. 

Дом на Смоленском бульваре стал не только семейным гнездом, но и центром культурной жизни столицы. Михаил и его жена Маргарита давали балы, устраивали концерты, домашние спектакли и костюмированные представления. 

Хозяин дома был страстным театралом и большим поклонником изобразительного искусства. В особняке Морозовых постоянно гостили художники – с ними супруги обсуждали проблемы современного искусства.

 

Портрет Михаила Морозова кисти Валентина Серова

 

Михаил коллекционировал произведения Михаила Врубеля, Поля Гогена, Валентина Серова, Василия Сурикова, Пьера Огюста Ренуара. Благодаря Морозову, в России появилась первая и единственная картина Эдварда Мунка. Она и большая часть художественного собрания потом отойдёт Третьяковской галерее.

После смерти Михаила в 1903 году Маргарита продолжила дело мужа и превратила особняк на Смоленском бульваре в интеллектуальный салон. Кроме художников и литераторов, к хозяйке приезжали общественные деятели, политики, философы и социологи. Гости читали стихи и романы, труды о социализме, дебатировали и проводили спиритические сеансы.

На заметку. Маргарита Морозова была одной из центральных фигур Серебряного века. С её образа списана героиня поэмы «Первое свидание» Андрея Белого. Композитор Николай Метнер посвятил ей романс, а Константин Маковский и Валентин Серов написали портреты. 

 

Портрет Маргариты Морозовой кисти Валентина Серова

 

В 1910 году пути особняка и Морозовой расходятся: она продала его чаеторговцу Константину Ушкову, а сама переехала в скромный дом в Пречистенском переулке. 

Во время революции Маргарита отказалась уезжать за границу и осталась в России. Её выселили с Пречистенки, а оставшуюся часть картин из коллекции мужа изъяло государство. После Великой Отечественной войны Морозова жила бедно и рассчитывала только на помощь друзей. Муза поэтов и художников скончалась в 1958 году.

Для особняка на Смоленском бульваре 1917 год тоже не прошёл бесследно: его национализировали и переоборудовали в клуб Октябрьской революции. В 1920-х в здании находился райком партии, а потом филиал Дома пионеров Киевского района.

В конце Советского периода особняк закрепили за Верховным Советом СССР, а после развала союза – за Управлением делами президента. С 1993 по 2015 здание арендовал банк, а с 2017 года там располагается Институт стратегических исследований.

Сейчас особняк – памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального назначения. В 2019 году правительство Москвы отреставрировало фасады дома по историческим чертежам.

 

Архитектура

Начало особняку на Смоленском бульваре положил проект Александра Резанова – для дома Константина Попова он выбрал стиль неогрек. Архитектор Виктор Мазырин сохранил его, когда перестраивал особняк для Михаила Морозова. В частности, Мазырин оставил оригинальный фасад почти нетронутым, только пристроил два флигеля.

Основной элемент композиции главного дома – полукруглая ротонда, которую поддерживают колонны ионического ордера. Треугольный фронтон украшен барельефом. Эти элементы напрямую цитируют древнегреческий храм, характерный для стиля неогрек.

 

Экстерьер дома

 

Другие элементы стиля заметны в экстерьере особняка: пилястры, обрамляющие прямоугольные проёмы окон и дверей. Входы должны были напоминать величественные храмовые арки. Архитравы над колоннами на первом этаже украшены лепными венками и розетками.

 

Интерьеры

Отреставрированные интерьеры отражают страсть Морозовых к путешествиям: внутри есть английский, мавританский, греческий, помпейский и египетский зал. В последнем даже хранился настоящий саркофаг с мумией.

 

Английский зал

Помещение украшено причудливыми витражами с цветочными мотивами. На потолке широкие галтели с растительным орнаментом. За главный элемент английского стиля отвечает деревянная рама, к которой крепятся витражи. 

 

Декоративный потолок и витражные окна

 

Греческий зал

Комната наполнена аутентичными элементами: горельефами с мифологическими сюжетами, знакомыми ионическими пилястрами и треугольным фронтоном. Всю композицию объединяет яркий потолок с кессонами. В основе каждой детали зала чёткие прямоугольные формы – как в древнегреческом храме.

 

Потолок с кессонами в греческом стиле

 

Египетский зал

Зал удостоился короткого, но отдельного упоминания в рассказе Константина Коровина «Похороны мумии»: «Передняя у Морозова была в египетском стиле. На колоннах – капители цветные, лотосы, в глубине стоял саркофаг с мумией».

Мумия ещё при жизни хозяев уехала в Румянцевский музей, а живописные колонны остались до сих пор. Массивные капители выполнены в виде лепестков лотоса. Тела колонн декорированы орнаментами с пальмовыми листьями, скарабеями и кобрами. 

На галтелях иероглифы и древнеегипетский символ солнца – крылатый диск, а на потолке – звёздное небо с повторяющимся изображением бога Гора.

Входная группа имитирует портал в храм – она также украшена крылатыми дисками. Парадную лестницу охраняют два загадочных сфинкса.

 

Интерьеры египетского зала

 

Мавританский зал

Самое роскошное помещение в особняке, напоминающее покои султана: с восточными орнаментами, ажурными узорами, резьбой и арабесками. В центре зала углубление с полукуполом, на котором есть надписи на арабской вязи.

 

Интерьеры мавританского зала

 

Помпейский зал

Выполнен в древнеримском стиле. На стенах пейзажные и сюжетные фрески с преобладающими ярко-красным и чёрным цветом. Свод поддерживают дорические пилястры. Под потолком растительные орнаменты и изображения предметов быта древних римлян – чаши и амфоры. На других стенах виден античный орнамент – меандр.

 

Интерьеры помпейского зала 

 

Охотничий зал

Помещение с грандиозными дубовыми потолками и такими же панелями на стенах. Зал следует традициям эклектики: здесь смешаны восточные орнаменты и славянские узоры. Своды потолка поддерживают фигуры орлов, отражающих главную идею зала – охоту.

 

Интерьеры охотничего зала

 

Как добраться

Точный адрес – Смоленский бульвар, дом 26/9. Проще всего добираться на метро: нужно доехать до станции «Смоленская» и прогуляться пешком 10 минут. Сейчас внутри особняка работает институт и попасть внутрь нельзя даже в составе экскурсии. На входе действует пропускной режим и рассмотреть архитектуру дома можно только со стороны улицы. 

Ищете особняк для жизни и бизнеса? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. И всё это бесплатно.